Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сцены из еврейскаго и малороссийскаго быта. Сочинение Иоськи и Грицько с портретами авторов. М., 1871. Первое издание книги. В конце книги вплетены 80 листов рукописи. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1871


Сцены из еврейскаго и малороссийскаго быта. Сочинение Иоськи и Грицько с портретами авторов. М., тип. Н.А.Калашникова, 1871. [2], VI, 3-315 с. 18,8 х 12,7 см. Первое издание книги. В конце книги вплетены 80 листов бумаги того же времени, но иного сорта и цвета, пронумерованные постранично по верхним полям от 316 до 475. На них текст продолжен профессиональным писцовым письмом двух почерков орешковыми чернилами. На с. 475 на нижнем поле поставлена дата завершения списка: «31 мая 1878 г.». Текст на страницах обведен в двойные линейные рамки. В современном полукожаном переплете. Сохранена иллюстрированная издательская обложка, выполненная в технике литографии в мастерской А.И.Стрельцова. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация правого верхнего угла первых страниц. На обороте титула подпись орешковыми чернилами почерком последней трети XIX в.: «Ив. Смирнова», на с. V тем же почерком: «1872 г. июня 23 д[ня] Изъ книгъ Ив.Вас.Смирнова. Ц<ена> 90 коп<еек> «Ярмарка»», что говорит о времени, месте и цене покупки книги. Экземпляр представляет большую историческую ценность. Редкость.


Издание представляет собой типичный образец народных дешевых изданий, продававшихся на ярмарках. Подобные издания питались народными стереотипами, показывающими восприятие разными сословиями и национальностями друг друга, и в то же время отражали под определенным углом некоторую часть реальности.

Главные герои книги - евреи, «хохлы», «москали»; купцы и приказчики, мещане, ремесленники, люди свободных профессий, судьи, чиновники, «баре». Места действия: преимущественно черта оседлости, губернии Малороссии, но также - крупные города, например, Москва и Санкт-Петербург, ярмарки, железная дорога, проселок, дремучий лес и т.д.

Русский кулак жаден до чужого добра. «Хохол» щедр и простодушен, особенно согретый «горилкой». Еврей хитер, умен и часто остроумен, старается с достоинством выйти из самой затруднительной для себя ситуации и не упустить выгоды.

Язык диалогов стилизован под ломаный базарный суржик, просторечные русские и малороссийские говоры, характерные для купцов, крестьян, мещан и торговцев – узнаваемых русских типов. С особенной энергией авторы потешаются над акцентом евреев.

В издании в виде коротких пьес и анекдотов описаны забавные бытовые ситуации: у еврея-процентщика, на ярмарке, на железной дороге, у зубного врача, у мирового судьи, на аукционе, в театре, на пароходе, в аптеке, как нажить двести тысяч, удобный способ умереть и др. В первой же истории русский купец приходит к процентщику и пытается сдать ему, что имеет. Достояние его невелико: это сапог на одну ногу и старая книга. Купец пытается обмануть процентщика, набить своему «товару» цену, но еврей, хоть и плохо говорит и не умеет читать по-русски, знает свое дело верно и не поддается надувательству. В результате простоватый купец заключает, что проще обмануть черта, чем еврея.

Книга в свое время была весьма популярна. Вслед за первым изданием в 1873 г. вышло второе, значительно дополненное.

Наибольший интерес представляет рукописная часть книги. Она продолжает содержание издания, но эти истории не выходили отдельной книгой. Они публиковались в газетах, были переписаны в одном месте по заказу владельца и приплетены к экземпляру. На это указывают номера, написанные после некоторых текстов. В ряде случаев даны более точные ссылки, например, ««Петербургская газета» 23 января 1876 г. № 16». Некоторые истории подписаны псевдонимами авторов: «Леонидов», «Остап Зузуля», «К.Финский».

В рукописной части описываются весьма актуальные для 1870-х г.г. ситуации, отражающие, например, отношения человека традиционной культуры к плодам прогресса, начало массового обучения хасидских детей в школах светским наукам, чего были лишены их отцы. Вот, еврей приходит к фотографу и просит изобразить его получше, чтобы снимок послать невесте, которую он никогда не видел, в другой город. Но увидев впервые фотокамеру, еврей принимает ее за пушку и спасается бегством. Через час он все-таки возвращается и просит продолжить съемки, потому что его приятель объяснил ему, что фотография – это безопасно. Результат ему очень нравится. Другие истории также злободневны: «Револьвер», «Открытие Америки», «У зеркала», «Как пушки льют?», «В дилижансе», «Обыск», «В омнибусе», «Дневник еврейки-гимназистки» (датирован 1-3 июля 1875 г.), «Девять процентов», «Концессия», «Защитник», «У мирового», «Депутаты», «Экзамен», «Лошадь без головы», «Дело о зарезанном петухе», «Будильник», «Утомившиеся часы», «Письмо из Бердичева», «Экзамены в школе раввинов», «Приметы», «Смекалка», «На Невском», «На основании 119 статьи» и др. В историях показаны евреи самых разных профессий и занятий: купцы, ремесленники, ростовщики, гробовщик, изготовитель фальшивых паспортов, мелкий воришка и др.