Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Тэн Г.О. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. 2 части. Спб., 1871. Единственное прижизненное издание на русском языке. В двух полукожаных переплетах эпохи. Экслибрис работы Ю.Коссака. Хорошая сохранность.

Автор: Тэн И.
Год издания: 1871


Тэн Г.О. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Перевод под редакцией А.Рябинина и М.Головина. 2 части. Спб., типография товарищества "Общественная польза", 1871. 21,6 х 14,6 см. Единственное прижизненное издание на русском языке. На переднем форзаце экслибрис работы Ю.Коссака с изображение Литовской погони. В двух полукожаных переплетах эпохи. Хорошая сохранность.

Ч. I. VIII, XII, 577 c.
Ч. II. XII, 552 c.


Ипполит-Адольф Тэн (1828-1893) - французский философ, писатель и историк, искусствовед, исследователь литературы и эстетики, один из выдающихся мыслителей второй половины XIX века. Его труды заложили основы современной науки об искусстве. И.Тэн создал собственный общий метод изучения явлений. В своих исследованиях ученый активно использовал достижения психологии, сочетал художественно-исторический синтез и научную критику, обладал замечательной способностью группировать различные явления, видеть их связи и закономерности.

Настоящее издание стало первым сочинением, посвященным европейской литературе с точки зрения динамики общества. В нем глубоко и верно отобразилась картина политического и общественного строя Англии в различные фазы ее развития. Смена общественного сознания зафиксирована автором через политические, художественные, религиозные сочинения. Каждый исторический момент, с точки зрения И.Тэна, подготовлен всем предшествующим историческим развитием, а историческая жизнь народа является результатом трех первичных сил: расы, среды и эпохи. Автор прослеживает, как нормано-саксонское владычество подготовило английскую конституцию, мистицизм Средних веков выродился в языческий пантеизм, который, встретившись с глубоко нравственным сознанием, вызвал реакцию в виде христианского Возрождения и Реформации.

При таком авторском подходе крупные политические и литературные фигуры переставали казаться колоссальными изолированными фигурами, единолично задававшими тон целой эпохи. На основании сделанных выводов автор утверждал, что Шекспир является выразителем чувственного мировоззрения своего времени, также как Кромвель и Мильтон – проявлениями пуританской системы взглядов. Помимо сходства между ближайшими моментами истории, автор особо отмечает развитие народного характера и тех отпечатков, которые оставили в нем первичные силы среды и наследственных черт. Развитие английской литературы прослежено от начала XI до середины XIX века, от ее наиболее ранних проявлений до величайших столпов, без которых немыслимо представить английскую культуру.

Ясность и последовательность такого метода сделали книгу невероятно популярной. На французском языке за первые десять лет с момента выхода она выдержала 7 переизданий, была переведена почти на все европейские языки. На русском языке сочинение появлялось отрывками в периодических изданиях, а в 1871 г. вышел полный перевод двухтомника.

Автором экслибриса является Юлиуш Коссак (1824-1899) - польский живописец, акварелист. Ю.Коссак окончил школу во Львове и был известен благодаря карикатурам на учителей, за что его неоднократно наказывали. Мать будущего художника хотела, чтобы он поступил во Львовский университет и стал юристом, но Коссак предпочел занятия живописью, что вызвало длительный конфликт, закончившийся разрывом и отказом от наследства. Работал он в основном в Варшаве, Кракове, с 1885 г. в Париже. Занимался главным образом акварелью и графикой, иллюстрировал периодические издания. Его излюбленными мотивами были кони и батальные сцены с их участием.

Экслибрис принадлежит литовскому княжескому роду из числа Гедиминовичей. Идентичные экслибрисы встречаются у рода литовского княжеского рода Чарторыйских. «Погоня» является традиционным гербом Великого княжества Литовского, а также правящей династии Гедиминовичей с конца XIV века. В червленом поле изображен серебряный всадник на серебряном коне, в его правой руке – воздетый над головой меч, а в левой - щит с шестиконечным крестом. Из-под седла видна трехконечная попона. Щит всадника носит название Свенчиц и имеет древнее польское происхождение. Введен в щит Литовской погони польскими католиками.