![]() |
![]()
|
Всероссийская выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде: Путеводитель. Город. - Ярмарка. - Выставка. Спб., типография А.С.Суворина, [1896]. IV, 238 c., с илл.; 5 л. карт. 18,3 x 13 см. В издательском переплете и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.
XVI Всероссийская художественно-промышленная выставка, проведенная в 1896 г. в Нижнем Новгороде, стала самой большой в дореволюционной России. Предыдущая Промышленная выставка прошла в Москве в 1882 г. Подобные мероприятия первоначально организовывались в российских столицах, но с 1896 г. их стали проводить в крупных региональных центрах империи, которые вносили огромный вклад в хозяйство, экономику и благосостояние всей страны. Первым таким центром стал Нижний Новгород.
На выставке были представлены 20 отделов, посвященных каждый своей тематике: кустарным промыслам, сельскому хозяйству, торговле с Китаем и Японией и т.д. Широкой публике были показаны интереснейшие новинки из самых разных отраслей промышленного производства и искусства. Проведена презентация первой в мире гиперболоидной башни В.Г.Шухова, показан первый российский автомобиль. Его наблюдал в действии лично Николай II. Каслинский чугунный завод и фирма по производству фарфора Кузнецовых, представившие на выставке свои произведения в собственных павильонах, удостоились высшей награды - права ставить на изделиях клеймо Государственного герба. Экспонаты павильона «Москва» показали достижения в области городского благоустройства, просвещения и благотворительности.
Художественно–оформительские работы на выставке курировал С.И.Мамонтов. По его просьбе М.А.Врубель представил несколько своих монументальных произведений («Принцесса Греза» и «Микула Селянинович») для украшения павильонов Художественного отдела. Они вызвали неприятие официальной критики и были названы «нехудожественными». Тогда С.И.Мамонтов соорудил вблизи входа на выставку собственный деревянный павильон с огромной вывеской «Панно Врубеля» и выставил композиции. Произведения до тех пор почти неизвестного художника пользовались большим успехом у публики.
В путеводителе обстоятельно рассказывается о каждом из павильонов выставки, описаны их экспозиции, особо интересные экспонаты и достижения. Даны изображения внешнего вида павильонов, которые являлись подлинными произведениями искусства.
Путеводитель удачно сочетает исторический справочник и указатель достопримечательностей Нижнего Новгорода с руководством для посещения выставки. В первой его части приводятся исторические сведения о Поволжье - регионе, протянувшемся вдоль важнейшей торговой артерии, соединявшей Запад и Восток) и Нижнем Новгороде с момента его основания в 1212 г. великим князем Юрием Всеволодовичем. За историческим очерком следует путеводитель по городу, в котором рассказывается о его наиболее любопытных, исторически значимых и живописных местах - набережных Оки и Волги, красивейших старинных монастырях и храмах, комплексе Нижегородского Кремля. Описаны достопримечательности районов центральной части города - улицы, храмы, памятники: все то, что составляло облик старого Нижнего Новгорода. Основное внимание в путеводителе уделено рассказу о Нижегородской ярмарке и Всероссийской выставке, традициям и обычаям, связанным с их проведением.
Рисунки к настоящему изданию выполнены академиком Н.С.Самокишем. По его же проекту была изготовлена медаль выставки. Параллельно с русским вышли издания на английском, французском и немецком языках, что указывало на международный статус мероприятия.