Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Железная дорога в окрестностях Феодосии. [Крым]. Феодосия, фото Хр. Бабаева, конец XIX века. Фотография, наклеенная на паспарту. Очень хорошая сохранность.

Автор: Бабаев Хр.
Год издания: 1895


Железная дорога в окрестностях Феодосии. [Крым]. Феодосия, фото Хр. Бабаева, конец XIX века. Фотография, наклеенная на паспарту. Размер снимка 16,8 х 21 см. Размер в паспарту 23,7 х 33 см. Очень хорошая сохранность.


В августе 1892 года произошло одно из самых значительных событий в истории города Феодосии. В этом месяце после долгих лет ожидания и неудачных попыток была открыта Джанкой - Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги. Становление железнодорожной сети в Северном Причерноморье сопровождалось большим накалом страстей. Железная дорога для портовых городов была гарантией экономического процветания.

Между городами региона велось ожесточенное соперничество за право иметь железную дорогу. Более удачливыми конкурентами Феодосии в разное время оказались Одесса, Севастополь, города Приазовья. О феодосийской железной дороге впервые заговорили еще в 20-х годах XIX века, когда англичане впервые предложили Александру Первому соединить железнодорожной трассой Феодосию и Москву.

Реальный же шанс получить железную дорогу появился у города после Крымской войны. В 1857 году Главное общество российских железных дорог, учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Парижа, Амстердама и Лондона, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из ветвей должна была пройти в Феодосию. Но уже в 1860 году работы на феодосийском участке были прекращены из-за финансовых неурядиц.

Пик споров о крымской железной дороге пришелся на 1860-1870-е годы. Тогда широко обсуждался вопрос о том, в какой из крымских портов в первую очередь тянуть дорогу. Основными претендентами стали Севастополь и Феодосия. Каждый из проектов имел своих горячих сторонников и оппонентов, аргументы "за" и "против". Среди тех, кто отстаивал интересы Феодосии, был ее бывший военный комендант, один из героев обороны Севастополя, ученый-теоретик воздухоплавания вице-адмирал Николай Михайлович Соковнин.

И все-таки первая крымская железная дорога пришла в Севастополь. Это произошло в 1875 году. Очередь Феодосии наступила только через 17 лет.

Линию железной дороги тянули от станции Джанкой. Кое-где использовали железнодорожные сооружения 1857-1860-х годов. Дорогу вели к феодосийскому порту, кратчайший путь к которому с севера проходил по берегу моря. В результате трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды. На другой искусственной насыпи, полностью изменившей линию берега в районе порта, возвели портовые сооружения.

Вблизи дачи книгоиздателя А.С.Суворина железная дорога разрезала возвышенность. Для удобного проезда к дачам и морю в этом месте был поставлен трехарочный каменный мост с ажурной оградой. Первое время поезда ходили лишь до железнодорожной станции Сарыголь (ныне ст. Айвазовская), что в пригороде Феодосии. Станцию назвали "Феодосия" или "Большой вокзал". С устройством портовой линии появилась станция "Феодосия-Порт", со временем ставшая главным городским вокзалом.

На представленной фотографии запечатлен участок железной дороги в окрестностях Феодосии.