Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Зичи М. Любовь. Издание рисунков. Лейпциг, 1911. Тираж 300 нумер. экз. Библиофильское издание эротических гравюр придворного художника Александра II. В продажу не поступало. В полукожаном издательском переплете и в современном футляре. Редкость.

Автор: Зичи М.
Год издания: 1911


Michael von Zichy. Liebe. Vierzig zeichnungen. Leipzig, Privatdruck, 1911. - Михаил фон Зичи. Любовь. Издание рисунков. Лейпциг, Частная типография, 1911. [8] с. текста; 40 л. гравюр. 31,1 х 39,3 см. Отпечатано на немецком языке на бумаге ручной выделки в количестве 300 нумерованных экземпляров. Экземпляр № 85. Библиофильское издание эротических гравюр придворного художника императора Александра II. В продажу не поступало, распространялось по подписке. После изготовления тиража гравировальные клише были уничтожены. В полукожаном издательском переплете в стиле «модерн»: пергаменный корешок и уголки с золотым тиснением на корешке и передней крышке. В современном художественном цельнотканевом футляре с золотым тиснением на крышках. Отличная сохранность. Издание имеет художественную и историческую ценность. Большая редкость, экземпляры в коллекционной сохранности и в полном виде практически не встречаются.


Альбом стал ярким памятником эпохи декаданса. В нем помещены 40 гелиогравюр со знаменитых откровенных акварелей придворного художника российских императоров Михаила фон Зичи (1827-1906). Кисти художника принадлежали рисунки к Коронационному альбому Александра II и иллюстрации к не менее знаменитой книге Г.Карцова «Беловежская пуща» (Спб., 1903), посвященной описанию императорских охот и охотничьих угодий. Работы художника, посвященные жизни царской семьи, придворным церемониям и государственным приемам, хранятся в Государственном Эрмитаже.

М.Зичи был художником эпохи романтизма, воспитанным в эстетике стиля Бидермейер. Его рисунки отличались великолепной техникой, психологизмом, проработкой деталей. Его признавали лучшим мастером-бытописателем своего времени. Но во второй половине творческого пути ему стали близки совсем новые вкусы и настроения. Он познакомился с бескомпромиссными представителями французской богемы - поэтами и художниками круга Шарля Бодлера, создателями раннего символизма. Значительное влияние на М.Зичи в 1870-х г.г. оказало творчество Филисьена Ропса с его размышлениями о сатанинской природе страсти, разрушительной притягательности женского тела, о высвобождении сексуальности в ходе эмансипации. Отсюда берут свои эстетические корни акварели к альбому «Любовь».

М.Зичи выполнил множество эротических рисунков, которые не публиковались при его жизни. А в 1911 г. часть из них была опубликована в представленном альбоме. Эти работы показывают различные формы чувственности, новые проявления телесной любви, которые открывали для себя художники, куртизанки, уставшие от цепей религиозной морали аристократы и бюргеры. Господа и слуги, подростки, взрослые, старики - все были равны перед лицом кипящей внутри, но закованной в невидимые кандалы страсти, хотевшей свободы. В этих рисунках представлено большое разнообразие типов сексуальных отношений, о которых в высшем свете запрещено было говорить, но они существовали.

М.Зичи играл в придворной жизни Санкт-Петербурга немаловажную роль. Высокое происхождение, красивая внешность и мадьярский темперамент сделали художника популярным среди придворных дам. Блестящая карьера и близость к царскому двору только способствовали его вдохновению мастера эротических сюжетов. Бытует мнение, что Александр II знал об этом увлечении художника и поощрял его. Но рисунки серии, представленной в альбоме, принадлежат к позднему периоду творчества художника, отражая то душевное состояние людей, которое рвалось наружу в последней четверти XIX века. Эти рисунки могли быть опубликованы только в Европе, в эпоху модерна, когда начали рушиться сексуальные табу. Альбом вышел в частной типографии малым тиражом и распространялся по подписке.

В своих эротических акварелях М.Зичи помимо чувственной обыденности воспроизводит «демоническую мистерию любви». Это и однополая любовь, и межвозрастные отношения "учитель-ученик". Рисунки М.Зичи были для своего времени чрезвычайно смелыми. Они вскрывали хтоническую природу страсти и богатство реальности, спрятанной от глаз за тяжелыми дверями и зашторенными окнами. Ряд сюжетов имел весьма злободневный социальный характер: престарелая дама и молодой кавалер, учитель Закона Божия и ученик, гувернантка и воспитанник, кузены и кузины. В ряде рисунков художник выразил и собственное отношение к происходящему, изобразив действующих лиц карикатурно. В большинстве случаев у позировавших моделей почти не видно лиц, что может свидетельствовать о том, что эскизы выполнялись художником с натуры. В нескольких рисунках он воспроизводит в одном из героев собственные внешние черты.

Художественные критики начала ХХ века признавали М.Зичи гениальным мастером жанровых сцен и эротических сюжетов. Эта сторона его таланта была так необычна, она открыла творчество мастера для европейских ценителей совершенно по-новому. Если раньше его воспринимали как придворного живописца, обладавшего блистательной, но холодной техникой, то теперь стали рассматривать как проводника в мир душевных страстей, имевших двоякую природу.

Михаил Александрович Зичи, придворный художник русских императоров, около пятидесяти лет работал в России. Он был венгром, происходил из знатного графского рода, учился рисовать в Будапеште у итальянца Маростони и в Венской академии художеств. Его главным наставником был Ф.Г.Вальдмюллер, яркий представитель стиля Бидермейер. Заслужив себе некоторую известность в Вене, М.Зичи был приглашен великой княгиней Еленой Павловной в преподаватели рисования и живописи к ее дочери.

В Санкт-Петербург М.Зичи прибыл в 1847 г. и, кроме занятий с Ее Высочеством, давал уроки в некоторых аристократических петербургских домах. В 1856 г. художник запечатлел в этюдах церемонию коронации императора Александра II. За акварели на эту тему Санкт-Петербургская Академия художеств присудила ему звание академика. Высокий уровень М.Зичи как художника отмечал знаменитый писатель Теофиль Готье, посетивший в 1858 г. Санкт-Петербург. В книге «Voyage en Russie» Т.Готье посвятил художественному таланту мастера целую главу, и это повлияло на интерес к работам М.Зичи у русской аристократии.

В 1859 г. М.Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался с небольшим перерывом в 1870-х г.г. до конца жизни. При русском дворе он исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, портреты и карикатуры политических деятелей и дипломатов. Его рисунки находились в основном в императорских дворцах и альбомах Высочайших особ. В 1869 г. была устроена выставка работ М.Зичи.