Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Аничков-Платонов И.Н. О мирном распространении христианства в России. М., 1845. Книга впоследствии не переиздавалась. Малотиражное издание, отдельный оттиск. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Аничков-Платонов И.Н.
Год издания: 1845


[Аничков-Платонов И.Н.]. О мирном распространении христианства в России. М., в типографии А.Семена, 1845. 84 с. 22,9 х 13,1 см. Книга впоследствии не переиздавалась. Малотиражное издание, отдельный оттиск из «Прибавлений к Творениям Св. Отцев в русском переводе», Ч. III, 1845 г.). В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Редкость.

В книге представлена краткая история христианизации Руси и дальнейшая православная колонизация земель, которые присоединяли к себе русские князья и Московское государство в эпоху Средневековья, а также позднее, в XVII-XIX в.в., когда церковь осуществляла миссионерскую деятельность и насаждала православие среди языческих народов Севера и Сибири. Рассказывается о создании и развитии епархий, строительстве новых монастырей и церквей, деятельности русских подвижников. Значительное внимание уделено распространению православия в Новгородском княжестве. Рассказывается о христианизации племен вятичей, финно-угров, карелов, лопарей, чуди, зырян и др.

Предприимчивые выходцы из Новгорода осваивали земли Центрального Поволжья: берега по рекам Вятке и Каме. На Вятке ушкуйниками были основаны крепости Хлынов и Котельнич. Из Великого Устюга был выходцем выдающийся миссионер, создатель первой коми-пермяцкой письменности св. Степан Пермский. Показана политика митрополита Макария Новгородского, деятельность Зосимы и Савватия Соловецких и многих других.

Автор утверждает, что христианизация России проходила преимущественно мирно и бескровно, в отличие от того, как действовали католические миссионеры Запада. Если и погибал кто-то в ее процессе, так это монашествующие миссионеры, причислявшиеся позднее к лику святых. Методами их миссионерства были борьба с капищами и идолами, изучение языков местных народов, помощь жителям в болезнях и хозяйстве, православное воспитание и обучение детей, строительство церквей, ведение благолепного богослужения и т.д. Автор основывает свои выводы на материалах русских летописей, патериков и житий, на публикациях предшественников. Издание ознаменовало собой начало этапа миссионерской деятельности православной церкви, связанного с историко-этнографическими изысканиями духовенства в местах миссии. Этот этап начался благодаря образовательной деятельности святителя митрополита Филарета (Дроздова) и ректора Московской духовной академии епископа Филарета (Гумилевского), старавшихся вывести на новый уровень церковно-историческую науку.

Иван Николаевич Аничков-Платонов (ок. 1817 - 1864) - богослов, историк церкви, профессор Московской духовной академии и секретарь Цензурного комитета при ней. Происходил из семьи дьякона. В 1838-1842 г.г. учился в Московской духовной академии, которую окончил первым магистром. Был удостоен стипендии митрополита Платона (Левшина), вместе с правом именоваться «Платоновым». Преподавал в Академии на кафедре церковного красноречия и церковного права. С сентября 1848 г. занимал должность экстраординарного профессора. Обладал обширной эрудицией, отлично знал древние и современные языки, был ярким лектором. С 1849 г.  И.Н.Аничков-Платонов был священником Архангельского собора Московского Кремля, а с 1854 г. служил в церкви Космы и Дамиана в Шубине, оставив преподавание в Академии.