Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

«Челюскин» во льдах. Фотограф А.Шафран. 1934 год. Фотография, наклеенная на картон. В современном паспарту и раме. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Шафран А.
Год издания: 1934


«Челюскин» во льдах. Фотограф А.Шафран. 1934 год. Фотография, наклеенная на картон. В современном паспарту и раме. Размер кадра: 28 х 37,5 см. Размер в раме: 51,5 х 61,5 см. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Советский пароход «Челюскин» был построен в Дании по заказу Наркомвода СССР. Он был предназначен для хождения между устьем Лены (отсюда и первоначальное название судна - «Лена») и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблем и построен в соответствии со специальными требованиями - «усиленный для навигации во льдах». Он был спущен на воду 11 марта 1933 г., а 19 июня получил новое название - «Челюскин» в честь русского мореплавателя и исследователя Севера С.И.Челюскина.

16 июля 1933 г. пароход «Челюскин» отправился из Ленинграда в Мурманск, а 2 августа, взяв на борт 112 человек, вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. В то время в стране активно шла индустриализация, ставилась цель научиться использовать в экономике огромные богатства Заполярья. Руководителем экспедиции был известный ученый, исследователь Севера О.Ю.Шмидт.

 Первые льдины встретились «Челюскину» в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи сопровождавшего его ледокола корабль преодолел сплошные льды и дальше продолжил движение самостоятельно. 1 сентября им был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».

«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 г., благодаря удачному дрейфу, вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении, и 13 февраля 1934 г. в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул.

Опасаясь подобного исхода, экипаж заранее подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил В.В.Куйбышев. Было принято решение об эвакуации лагеря с помощью авиации. Это был первый в мировой практике случай спасения людей в подобных условиях. Усилиями полярных летчиков А.Ляпидевского, В.Молокова, Н.Каманина, М.Водопьянова, М.Слепнева, И.Доронина, М.Бабушкина были эвакуированы все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.

Настоящий снимок был сделан одним из членов экспедиции - кинооператором А.М.Шафраном. Во время катастрофы ему удалось спасти свою аппаратуру и уже отснятый материал. Им была заснята гибель парохода «Челюскин», а также зафиксирована на пленку жизнь лагеря О.Ю.Шмидта на льду. На этом материале им в 1934 г. был создан документальный фильм о подвиге советских полярников - «Герои Арктики».