Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Евреинов Н. Театр как таковой. Рисунки А.Арнштама. Берлин: Academia, 1923. В иллюстрированной издательской обложке работы А.Арнштама и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.

Автор: Евреинов Н.
Год издания: 1923


Евреинов Н. Театр как таковой. Рисунки А.Арнштама. Берлин: Academia, 1923. 116, [4] с., с илл. 24 х 16,9 см. В иллюстрированной издательской обложке работы А.Арнштама и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Выпадают первые два листа.

Библиография: Книга русского зарубежья в собрании Российской государственной библиотеки 1918-1991. Часть 1. А - К. Спб., 1997. № 1947.

Книга «Театр как таковой» впервые была издана в 1913 г. В ней Н.Н.Евреиновым формулируется понятие «театральности» и «театрализации жизни» как «инстинкта вечного преобразования», действующего и за пределами театра и во многом определяющего мышление и быт человека.

Николай Николаевич Евреинов (1879-1953) - один из основателей и первых теоретиков русского авангарда, как в театре, так и в широком смысле в искусстве. Режиссер, драматург, писатель, художник - невероятно разносторонне одаренный человек. Н.Н.Нвреинов с детства участвовал в домашних постановках, в 13 лет появился на арене бродячего цирка в роли клоуна. Окончил Императорское училище правоведения в С.-Петербурге. Поступил в Московскую консерваторию по классу композиции к Н.А.Римскому-Корсакову. Совместно с историком и деятелем театра бароном Н.В.Дризеном создал «Старинный театр» (1907-1908, 1911-1912), где занимался реконструкцией спектаклей Средневековья и испанского Возрождения, а с Ф.Ф.Комиссаржевским открыл «Веселый театр для пожилых детей». С 1910 г. Н.Н.Евреинов становится главным режиссером, драматургом и композитором театра А.Кугеля и З.Холмской «Кривое зеркало», в котором он поставил около сотни пьес, четырнадцать из которых написал сам. Не было ни одного традиционного театрального жанра, который бы не фигурировал в «Кривом зеркале». «Самой оригинальной пьесой в мировой истории театра» была монодрама «В кулисах души» (1913), действие которой разыгрывалось в грудной клетке человека, где, по общему мнению, обитает душа.

Н.Н.Евреинов участвовал в выставке «Треугольник» со своими эскизами сценических постановок, его картина «Пляшущая испанка» была помещена в журнале «Столица и усадьба» с объяснением, что она «является первым футуристическим произведением мира...». Н.Н.Евреинов был автором ряда важнейших теоретических исследований: «Театр как таковой» (1913), «Pro scena sua (сборник театральных публикаций предыдущих лет)», «Театр для себя» (1915). В 1920 г. он принимал участие в организации массового зрелища «Взятие Зимнего дворца». В 1922 и 1923 г.г. ему удалось выезжать в Берлин и Париж. В эти годы появляются постановки его пьес за рубежом. В 1925 г. Н.Н.Евреинов эмигрировал, жил во Франции, где продолжал активную творческую деятельность.

Александр Мартынович Арнштам (1880-1969) - художник-график, иллюстратор, сценограф, один из первых профессиональных художников кино. Родился в г. Москве в семье владельца текстильных мануфактур. Окончил философский факультет Берлинского университета (1901) и юридический факультет Московского университета (1907). В 1905-1907 г.г. учился в Парижской академии «Гранд Шомьер» и в «Ла Палетт» у Л.-Ж.Симона и Ж.Девальера - известных художников той поры. В 1907 г. вернулся в С.-Петербург. Стал заниматься театром и живописью. Писал критические статьи для газеты «Театр и жизнь» (1913-1914), выполнял декорации к опереттам, участвовал в различных выставках, в том числе и «Мира искусства» (1915-1917). Отдыхая в Финляндии в Куоккале в 1914 г., по просьбе К.Чуковского нарисовал обложку для знаменитой «Чукоккалы». После революции А.М.Арнштам был приглашен работать в редколлегию Наркомпроса и заведовать художественным отделом «Свободного журнала» (1917-1918). В 1919 г. был арестован ЧК по делу работников Петроградской конторы Центросоюза («процесс экономической контрреволюциии); несмотря на заступничество М.Горького и А.В.Луначарского, провел 9 месяцев в тюрьмах Петрограда и Москвы. Там по заказу Госиздата он оформил революционную «Азбуку», которая в 1922 г. экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции. После освобождения работал художественным консультантом Московского отделения Госиздата, сотрудничал с журналом «Красноармеец». В 1921 г. А.М.Арнштам с семьей уехал в Берлин. С 1933 г. жил в Париже, успешно работал в кинематографе.