Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Kertch from the North. - Керчь с Севера. Рисовал У.Симпсон, литографировал Э.Уолкер. Лондон: Поль и Доминик Колнаги и Ко, издатели Ее Величества, 1855. Тонолитография в паспарту. Отличная сохранность.

Автор: Симпсон У., П. и Д.Колнаги и Ко.
Год издания: 1855


Kertch from the North. Plate 3. W.Simpson, del. E.Walker, lith. Day & Son Lith-er to the Queen. [London]: Paul & Dominic Colnaghi & Co, Publishers to Her Majesty, 1855. - Керчь с Севера. Лист 3. Рисовал У.Симпсон, литографировал Э.Уолкер. Королевская литографическая мастерская Дэй и Сын. [Лондон]: Поль и Доминик Колнаги и Ко, издатели Ее Величества, 1855. Тонолитография в паспарту. Размеры оттиска: 28,5 х 47,7 см. Размеры паспарту: 46,7 х 62,2 см. Отличная сохранность.

Рисунок сделан шотландским художником-баталистом Уильямом Симпсоном (1823-1899), работавшим в годы Крымской войны военным корреспондентом. На литографии изображены войска союзников, вошедшие в Керчь. На переднем плане у колодца представлены шотландские стрелки, а также сотрудники интендантской службы и, видимо, французские егеря. Показано и местное крымско-татарское население. Вид на центр Керчи и гору Митридат открывается с места, называемого «Родник на обрыве», находящегося на противоположной стороне Керченской бухты. Керчь отличалась малым числом источников пресной воды, дефицит которой сразу же почувствовали союзные войска. Там-то, у родника, и собирались жаждавшие живительной влаги шотландцы и французы. На вершине горы Митридат видны памятники времен античности. Лист был опубликован 18 июля 1855 г.

У.Симпсон стал одним из важнейших художников своего времени, выполнив за свою жизнь множество эффектных зарисовок всевозможных войн, в которых участвовала Великобритания. Он учился своему ремеслу с юности, став учеником в литографской фирме, продолжил образование в университете и техническом институте в Глазго. В годы Крымской войны он делал зарисовки событий на Балтийском театре и в Крыму, в частности, он документировал осаду и взятие Севастополя.

Специфика работы английского художника того времени заключалась в том, что он должен был запечатлевать события очень быстро. Сегодня он делает рисунок. Завтра его работа появляется в газетах. А послезавтра выходит альбом, пока тема продолжает быть актуальной. В мае 1855 г. У.Симпсон сопровождал лорда Рэглана в ходе Керченской операции. В конце месяца он вернулся в Севастополь и успел зарисовать ключевые атаки на город, начавшиеся в июне. Художник покинул Крым осенью того же года.

Серии видов с полей Крымской войны были выпущены фирмой «Колнаги и Ко», основанной в 1760 г. Она является старейшей художественной галереей мира. Первые крымские литографии начали выходить в мае 1855 г. Еще одна серия была представлена на большой выставке в ноябре того же года. Всего фирма выпустила два портфолио крымских литографий по акварелям У.Симпсона общим числом более 80 листов. Общий тираж двух серий составил 2000 экземпляров. Фирма Колнаги и Ко имела партнеров в Париже - «Гупиль и Ко», которые распространяли литографии во Франции и Европе.

Благодаря своим видам Крымской войны У.Симпсон стал знаменит. Его портфолио были преподнесены королеве Виктории, которая с тех пор покровительствовала художнику до конца его дней. Для него всегда были открыты двери Виндзорского и Балтиморского дворцов, а сам художник получил прозвище Симпсон-Крымский.

Керченская операция. В начале апреля 1855 г. союзники решили захватить Керчь и Еникале, чтобы предупредить укрепление пролива и лишить русскую армию возможности получать Азовским морем необходимые для ведения войны ресурсы. 12 мая 1855 г. английские корабли обстреляли Камыш-Бурун близ Керчи и высадили десант числом 20-25 тысяч бойцов. Русские войска почти без боев отступили вглубь Крымского полуострова. 13 мая 1855 г. Керчь была взята. 

Союзным войскам было сложно договариваться, и каждый отряд разместился обособлено. Англичане закрепились в самой Керчи и на подступах к ней. Одной из главных проблем союзников в городе стало водоснабжение. Они даже поставили в одном месте опреснитель морской воды. Особенный интерес англичане проявили к античному наследию Керчи. В период оккупации они организовали на свои средства раскопки керченских древностей, а также вывезли из города ряд античных памятников, которые и сегодня находятся в Британском музее.