Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Неурожайный 1891-92 год в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры М.Дмитриева. Нижний-Новгород, издание фототипии М.Дмитриева, 1893. Серия документальных фототипий. В современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Дмитриев М.П.
Год издания: 1893


Неурожайный 1891-92 год в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры М.Дмитриева. Нижний-Новгород, издание фототипии М.Дмитриева, 1893. 1 л. обложка; 44 л. фототипий. Размеры илл.: 26,7 х 36,5 см; 24,5 х 34 см. Серия документальных фототипий. В современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Знаменитая серия снимков, сделанных в деревнях, селах и городах Нижегородской губернии во время неурожаев и голода 1891-1892 г.г. Альбом стал одной из самых известных фотосерий М.П.Дмитриева. 72 снимка из этой серии фотограф представил в 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго. Серия была удостоена Золотой медали и заслужила восторженные отзывы зрителей. Альбом стал важнейшей вехой в истории российского фоторепортажа, поскольку был одним из первых масштабных опытов документалистики в России.

Сильнейшая засуха, случившаяся в России летом 1891 г., привела к неурожаю хлеба, картофеля, всех огородных культур и кормовых трав. Голод охватил 17 губерний с населением более 36 млн человек. Ситуацию усугубляло то, что 1889-1890 г.г. были малоурожайными. Запасов зерна в государственном и земских фондах и у самих крестьян почти не оказалось.

В настоящей серии снимков автор показал крестьян, погибавших от тифа, вызванного страшным голодом. Вымирали целые деревни, и Нижегородская губерния пострадала в наибольшей степени. Крестьяне снимали с крыш солому, чтобы прокормить скотину, умирали прямо на улицах. Альбом был выпущен с целью привлечь внимание к трагедии и активизировать общественную помощь жертвам голода. «Острые» фотографии М.П.Дмитриева говорили громче всяких слов и печатных обращений великих писателей о бедствии и значительно увеличили приток денежных средств в помощь голодающим. Снимки действительных человеческих страданий имели шокирующий эффект и вызывали волну сострадания.

В своих работах фотограф освещает помощь государства, уездных властей, частных лиц и православной церкви по облегчению положения крестьян. Показана организация общественных работ, доставка муки в голодавшие уезды, раздача хлеба, лечение больных тифом в специальных больницах, организованных земствами для этой цели. Одним из самых простых, но эффективных способов помощи была организация бесплатных общественных столовых. Готовя эту серию, М.П.Дмитриев вместе с Государственной комиссией по оказанию помощи голодающим объехал южные уезды Нижегородской губернии, пострадавшие от голода и тифа. Особенно проблематичными были съемки в малоосвещенных крестьянских избах и больницах, где М.П.Дмитриев фотографировал больных и умирающих, используя дневной свет из окон.

Представлены кадры с видами соляных амбаров Нижнего Новгорода, известных крупных сел и уездных городов, например, села Лысково Макарьевского уезда. Во многих из показанных на снимках се, было старообрядческое или единоверческое население, что хорошо видно по одежде и облику крестьян на снимках.

Особое значение имели снимки индивидуальной и общественной помощи. Они показывали консолидацию общества в беде, реальные его инициативы и действия конкретных людей, открывавших общественные столовые, больницы, организовывавших раздачи хлеба. Общественные работы велись по обустройству Нижнего Новгорода и по лесосплаву на р. Керженце. Такие работы начинались с общего молебна, представленного на одном из снимков.

Самую значительную роль в борьбе с голодом сыграли земства и их лидеры. За этими учреждениями стояли крепкие крестьяне, купцы и дворянская интеллигенция. Образы этих социально активных людей запечатлены в фотопортретах: председатель Земской управы Сергачского уезда А.И.Епифанов, земские начальники П.В.Дмитриев и А.М.Ермолов. Одной из крупных благотворителей была С.С.Вешнякова, открывшая госпиталь и столовую в Лукояновском уезде. Свою лепту вносили и приходские священники, такие, как батюшка села Василева-Майдана Г.Н.Гуляев. 

Выдающийся фотохудожник конца XIX - первой половины XX в.в. Максим Петрович Дмитриев (1858-1948) был основоположником жанра публицистической фотографии. Его фотоснимки получили мировое признание. Именно с его работ начинается интерес фотографов к народной жизни, быту города и деревни в его неприукрашенном виде. Как пейзажист, М.П.Дмитриев был одним из первых мастеров, перешедших к художественной съемке с натуры. Он всегда ставил перед собой не только документальные, но и эстетические задачи. И по сей день ученые, историки, архитекторы обращаются к фотографиям М.П.Дмитриева как к объективным, точным и насыщенным информацией историческим источникам.

М.П.Дмитриев происходил из крестьян Тамбовской губернии, но мать, желая лучшего будущего сыну, отвезла его в ранней юности в город в ученики к фотографу. Основам фото-технологии и художественной фотографии будущий мэтр учился в Москве у талантливого мастера М.П.Настюкова. Большая часть творчества М.П.Дмитриева прошла в Нижнем Новгороде, куда он переехал в 1877 г. и где он некоторое время работал в мастерской А.О.Карелина. В 1886 г. М.П.Дмитриев открыл собственную мастерскую. Он выработал свой индивидуальный стиль в фотографии. Фотограф создает выразительные пейзажи и бытовые портреты. Его интересуют городские мотивы и жанровые сцены. В поле объектива попадают грузчики, крестьяне, богомольцы, извозчики, рабочие и босяки. Он создает тематические циклы, принесшие ему большую известность.

В творчестве М.П.Дмитриева сочетался дар художника и оператора-репортера, умевшего схватить красноречивый кадр на материале повседневной жизни. Все это было нетипично для российских фотографов того времени. В 1889 г. работы М.П.Дмитриева впервые появились на посвященных 50-летию светописи фотографических выставках в Москве, С.-Петербурге и Одессе. В 1890 г. на Одесской фотовыставке он получил медаль Императорского технического общества, а в 1891 г. - Почетный диплом и Золотую медаль на Международной выставке в Брюсселе. В 1892 г. на Всемирной фотографической выставке в Париже М.П.Дмитриев удостаивается Золотой медали в номинации «Профессиональная художественная фотография». На этой выставке художник был единственным российским лауреатом, получившим высшую награду. Его работы были отмечены также золотом на Всемирных выставках в Амстердаме (1895), Чикаго и Нью-Йорке. М.П.Дмитриев осуществил грандиозный проект по съемке Волги от истоков до устья. Работа над этим проектом велась около 10 лет. За него фотограф был избран действительным членом Императорского Географического общества. Нижегородский художник также стал членом Русского фотографического общества.

Имея собственную типографию, М.П.Дмитриев тиражировал свои снимки в открытках и сериях фототипий. В Нижнем Новгороде не было фотографических заведений, способных конкурировать с ним по размаху и качеству работы.