![]() |
![]()
|
«Победа», эскадренный броненосец Российского Императорского флота, на Кронштадтском рейде. Кронштадт, 1902. Оригинальная фотография в паспарту и в раме. Размер снимка: 28,5 х 39 см. Размер в раме: 50 х 60,5 см. Отличная сохранность. Редкость.
«Победа» - эскадренный броненосец усовершенствованного типа «Пересвет», являвшийся гибридом крейсера и броненосца и предназначавшийся для длительных самостоятельных действий в океане. Участвовал в русско-японской войне и стал одним из японских трофеев.
Всего в серии эскадренных броненосцев Российского Императорского флота типа «Пересвет» было выпущено три корабля, несколько отличавшихся друг от друга: головной корабль «Пересвет», «Ослябя» и «Победа». Главным отличием «Победы» от двух предшествующих кораблей являлось улучшенное бронирование.
Броненосец «Победа» был заложен 9 февраля 1899 г. на Балтийском заводе в С.-Петербурге, спущен на воду 11 мая 1900 г., введен в эксплуатацию в октябре 1902 г. Спуск корабля на воду осуществил император Николай Второй. 29 октября 1902 г. «Победа» вышла из Либавы и направилась в Порт-Артур в составе отряда контр-адмирала Э.А.Штакельберга. 10 июня 1903 г. броненосец прибыл к месту назначения, а в октябре «Победа» и «Пересвет» вступили в вооруженный резерв Российского Императорского флота.
18 января 1904 г. Тихоокеанская эскадра была выведена из вооруженного резерва. Ее корабли оставались на внешнем рейде Порт-Артура, где в ночь с 26 на 27 января подверглись внезапной атаке японских миноносцев. 27 января 1904 г. произошел бой между русской эскадрой и японским флотом. После этого боя русская эскадра, за исключением севшего на мель «Ретвизана», ушла в Порт-Артурскую гавань. «Победа», имевшая одни из самых дальнобойных орудий, прямо из гавани вела стрельбу по японским кораблям, бомбардировавшим порт и город из-за горного массива Ляотешань, вне досягаемости береговых батарей.
31 марта «Победа» подорвалась на мине. Взрыв произошел у правого борта. Была разрушена обшивка, вода затопила угольные ямы и два отделения нижнего бортового коридора, ее дальнейшее распространение было остановлено водонепроницаемыми переборками. Через некоторое время, убедившись в исправности машин и рулевого управления, командир корабля капитан I ранга В.М.Зацарённый приказал дать ход и повел корабль в гавань.
Находясь на внутреннем рейде Порт-Артура, корабль своей радиостанцией ставил помехи японским крейсерам, корректировавшим огонь своих кораблей по городу и порту. Это было первое в истории применение радиоэлектронной борьбы. 29 апреля под корабль подвели кессон и начали заделку пробоины. Девять 152-мм и одно 75-мм орудие к тому времени были сняты и установлены на береговых укреплениях.
С 19 сентября, когда японцы получили возможность обстреливать корабли из орудий крупного калибра, «Победа» получила множество попаданий снарядов калибра 280 мм. Во многих местах водонепроницаемые переборки были повреждены, поэтому вода распространялась по всему кораблю. Броненосец сильно накренился на правый борт. Чтобы уменьшить крен, командир приказал затопить шесть бортовых коридоров левого борта, левое машинное отделение и две угольные ямы. Крен уменьшился, но корабль всем днищем сел на грунт. 26 ноября, с наступлением ночи, команда покинула «Победу».
17 октября 1905 г., уже после окончания войны, японцы подняли «Победу» и торжественно переименовали ее в «Суо». Следующие два года корабль провел в капитальном ремонте, в ходе которого был частично модернизирован. С 1909 г. «Суо» числился броненосцем береговой обороны I класса и выполнял функции учебного судна. В начале Первой мировой войны под флагом вице-адмирала Т.Като бывший русский броненосец действовал против германской военно-морской базы Циндао. В дальнейшем до 1922 г. он вновь был учебным кораблем. В апреле 1922 г. «Суо» был разоружен на базе ВМФ в Куре. Далее он долгое время использовался в качестве блокшива и был сдан на слом только в 1946 г.