Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Строгановский иконописный лицевой подлинник. (Конца XVI и начала XVII столетий). М., 1869. Первое в России издание древнейшего сохранившегося лицевого подлинника. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Бутовский В.И.
Год издания: 1869


Строгановский иконописный лицевой подлинник. (Конца XVI и начала XVII столетий). [М., Литография при Художественно-промышленном музее, 1869]. [4] с.; 214 л. илл. 20,6 х 16,3 см. Первое в России издание древнейшего сохранившегося лицевого подлинника. Книга впоследствии не переиздавалась. Текст предисловия набран стилизованным кириллическим шрифтом. Иллюстрации выполнены в технике тоновой литографии. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. Издание имеет историческую ценность. Редкость.

Библиография: Бурцев А. Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг..., VI, № 2141.

Строгановский лицевой иконописный подлинник является одним из замечательнейших памятников русской культуры. Это самый ранний из дошедших до нас русских иконописных подлинников и первый из изданных. Помещенные в нем изображения святых послужили образцами канона в работе иконописцев второй половины XIX века. Сборник отразил традиции знаменитой Строгановской школы иконописи и лицевого шитья в их системе. В XVI веке Строгановская школа стала доминирующим культурным феноменом на северо-востоке Московского царства.

Подлинник играет важную роль в изучении и восстановлении иконописной традиции, в определении и реставрации памятников, правильном распознании образов. В нем содержится 706 изображений. Над образами святых и прочих иконописных сюжетов, расположенных по порядку дней года начиная с 1 сентября, даны их имена, названия и короткие указания об одеждах и цветовой гамме письма. Оригинал сборника принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову, который дал разрешение на издание. Книга печаталась в Литографическом заведении Художественно-промышленного музея Строгановского училища технического рисования.

Памятник издал на собственные средства выдающийся деятель русской культуры пореформенного времени Виктор Иванович Бутовский (1815-1881). Он был с 1861 г. директором реформированного Строгановского училища и основателем Художественно-промышленного музея при училище. Реформа технического рисования в России была его личной инициативой, и издание старейшего иконописного подлинника являлось важнейшей частью этой реформы. Идея В.И.Бутовского заключалась в том, чтобы дать русской промышленности и кустарному ремеслу художественное наполнение, для чего нужны были мастера высшей квалификации, поэтому в 1861 г. Строгановские школы технического рисования были преобразованы в училище, дававшее гораздо более глубокое образование. Оно было создано по образцу английского Соут-Кенсингтонского училища и очень скоро обратило на себя внимание художественных кругов Британии.

Ключевой проблемой русской иконописи того времени было то, что ни заказчики, ни художники не имели, как правило, канонических образцов, поскольку допетровская традиция была утрачена и сохранялась преимущественно только у староверов и в северных областях. Иконописный подлинник графа С.Г.Строганова позволил восстановить древний канонический эталон. Он дал возможность русским мастерам вернуться к древнерусскому стилю письма, возрождавшему индивидуальность русской иконописи, ее неповторимость и самоценность. Совокупность действий, инициированных В.И.Бутовским, в частности - создание музея, поиски, собирание и издание древнерусских памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства, активное продвижение работ учеников и учителей Строгановского училища на Всемирных выставках 1860 - 1870-х г.г., принесла потрясающие плоды. Древнерусское искусство было открытием для европейцев и завоевало своих поклонников на Западе. Была признана его ценность и неповторимость. Впервые его начал исследовать по русским публикациям выдающийся французский архитектор и искусствовед Э.Э.Виолле-ле-Дюк. В 1878 г. он издал книгу «Русское искусство», в которой утверждал и впервые систематически доказывал самостоятельность русского искусства.

Издание «Строгановского иконописного лицевого подлинника» весьма дорого обошлось издателю, поскольку каждый лист отрисовывался мастерами на камне. Воспроизводился точно в соответствии с оригиналом не только комплекс образов святых и иконописных сюжетов, но и текст комментариев. Это была работа исключительной сложности для мастеров, потерявших связь с допетровской художественной техникой и техникой письма. Книга удостоилась высочайшей оценки специалистов и сразу же после выхода из печати была раскуплена, став к концу XIX века большой редкостью. Подлинник был весьма востребован среди художников, иконописцев и реставраторов. Экземпляры его активно применялись ими в практической работе и «зачитывались».

Виктор Иванович Бутовский (1815-1881) - действительный статский советник, егермейстер Двора Его Императорского Величества. Окончил историко-филологический факультет С.-Петербургского университета. В 1860 г. В.И.Бутовский был назначен директором Московского Строгановского центрального училища технического рисования, а в 1868 г. - директором Художественно-промышленного музея. Обе эти должности он занимал до конца жизни. В.И.Бутовский состоял председателем Комитета по сооружению зданий открывшейся уже после его смерти Московской Всероссийской торгово-промышленной выставки. Деятельность В.И.Бутовского позволила подготовить массу художников-профессионалов для работы на промышленных предприятиях и в конце концов сформировала вкус к древнерусской иконописи, дала начало неорусскому стилю эпохи модерна и заложила одну из основ рождения русского авангарда.