Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Триумфальные ворота у Тверской заставы. Рисовал и литографировал Ф.Бенуа по дагеротипии. Отпечатано в мастерской Лемерсье в Париже. М.-Спб., издание Дациаро, [1840-е. г.г.]. Тоновая литография в раме и бархатном паспарту. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Бенуа Ф., Лемерсье Ж., Дациаро И.Х.
Год издания: 1845


Триумфальныя вороты у Тверской заставы. Москва. № 20. Рисовал и литографировал Ф.Бенуа по дагеротипии. Отпечатано в мастерской Лемерсье в Париже. М.-Спб., издание Дациаро, [1840-е. г.г.]. - La Porte Triomphale a la Barriere de Twer. Dessiné et lith. par P.Benoist d’ap. le Daguerreotype. M.-Spb.: publie par Daziaro, [1840-s aa.]. Тоновая литография в раме и бархатном паспарту. Размеры в раме: 57,3 х 62,7 см. Размеры оттиска: 30,5 х 35,7 см. Отличная сохранность. Литография представляет историческую и художественную ценность. Редкость.

На литографии изображены Триумфальные ворота, построенные в 1834 г. на площади Тверской заставы в честь победы над Наполеоном Бонапартом. Гравюра была выпущена в известном издательстве художественной графики Дациаро. Фирма работала в Москве, Петербурге и Париже. В Петербурге и Москве активная деятельность издательства, основанного купцом второй гильдии итальянцем Иосифом Христофоровичем Дациаро (1805-1865), относится к 1830-1865 г.г.

Изображение было гравировано и отпечатано в знаменитой мастерской Лемерсье в Париже. Это заведение относилось к числу лучших художественных литографий Европы. Оно было организовано учеником изобретателя техники литографии А.Зенефельдера Жозефом Лемерсье (1803-1887) в 1828 г. Именно здесь после 1840 г. преимущественно печаталась продукция Дациаро.

Лист литографирован лучшим мастером французской литографии своего времени Филиппом Бенуа (1813-1905) по изображению, выполненному знаменитым художником и изобретателем фотографии Луи Дагером (1787-1851). Именно у него Ф.Бенуа учился различным техникам печати. Л.Дагер прославился на весь мир в 1839 г. изобретением оригинального способа съемки и печати снимков, получившего название в его честь - «дагеротипия». Работы Ф.Бенуа регулярно выставлялись на Парижском салоне с 1836 по 1879 г.г. Он был автором многих замечательных серий городских пейзажей Парижа, Венеции, Фонтенбло, Палермо, Толедо, интерьеров Нотр-Дам де Пари, собора св. Павла в Лионе и др. Ф.Бенуа литографировал листы Коронационного альбома императора Александра II по рисункам В.Тимма и М.Зичи, а также серию с видами Крымской войны.

Фирма «Дациаро» более всего прославилась изданиями видовой графики. Она выпускала преимущественно литографированные виды двух русских столиц. Уже в начале своего существования предприятие стало самым успешным в России в своей области за счет высочайшего качества исполнения гравюр. На него работали лучшие художники и мастера-литографы своего времени. Со временем фирма приобрела высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества. В Первопрестольной художественный магазин Дациаро открылся на Кузнецком мосту. После смерти основателя дело возглавил его сын Иосиф Иосифович. Дациаро активно использовали появляющиеся новые технологии, в частности, они одними из первых начали печатать серии видовых фотографий Москвы. Представленная литография имеет особый интерес, поскольку отпечатана с дагеротипии, технология которой была в то время самым новым изобретением в области фиксации точного изображения. Дагеротипия, помимо прочих особенностей, не была тиражной. Снимок существовал лишь в одном экземпляре на металлическом носителе, и чтобы его тиражировать, использовалась техника литографии.

Характер и техника печати, качество и сохранность оттиска подтверждают подлинность представленного экземпляра и его датировку.

Триумфальные ворота были построены на месте деревянной арки, сооруженной в 1814 г. для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы. Каменные ворота представляли собой 28-метровую однопролетную «римскую» арку из кирпича с белокаменной облицовкой, двенадцатью колоннами, и «Колесницей Славы» из чугуна. Скульптурный декор арки был выполнен скульпторами И.П.Витали и И.Тимофеевым, работавшими по рисункам О.И.Бове. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. На некотором расстоянии от парадной въездной арки, по обеим сторонам от Б.Тверской-Ямской улицы, были построены две кордегардии, а также благоустроена территория вокруг. Николай I утвердил надпись на Триумфальной арке: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения Первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Грунт на месте работ был почти сплошь песчаный, а на относительно небольшой глубине обнаружились ключи. По этой причине в грунт забили три тысячи дубовых свай. На облицовку пошел белый камень, добывавшийся в селе Татарово Московского уезда.

В 1936 г., согласно концепции Генерального плана, под руководством А.В.Щусева был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана, после окончания реконструкции арку планировалось восстановить на площади Белорусского вокзала, но этого не было сделано. В 1966-1968 г.г. Триумфальную арку собрали на новом месте - на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».