Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Вид Красной площади. Литографировал Жюль Арну. М.-Спб., издание Дациаро, 1840-е. г.г. Литография в паспарту, издательская раскраска акварелью. Редкая коллекционная сохранность. Представляет художественную ценность.

Автор: Арну Л., Дациаро И.
Год издания: 1847


Вид Красной площади. / Москва № 15. - Литографировал Жюль Арну. Отпечатано в мастерской Лемерсье в Париже. М.-Спб., издание Дациаро, 1840-е. г.г. - Vue de la Place Rouge. Lith. par Jules Arnout. Imp. par Lemercier. M.-Spb, publie par Daziaro, 1840-s aa. Литография в паспарту, издательская раскраска акварелью. Размеры в паспарту: 46,5 х 51,5 см. Размеры оттиска: 24 х 33 см. Редкая коллекционная сохранность. Представляет художественную ценность.

Существуют разные версии происхождения наименования Красной площади. Согласно одной из них, своим названием она была обязана находившимся на ней торговым рядам, которые в русском языке называются красными. С веками торговля на Красной площади становилась все шире, в XVII веке здесь шумел большой, оживленный торг. Название Красная, какими бы ни были его истоки, было закреплено за площадью как единственное официальное лишь в XIX веке.

На литографии изображены часть Кремлевской стены с Никольскими воротами, Воскресенские ворота, а также монумент в честь К.Минина и Д.Пожарского, установленный на Красной площади в память о героической защите Москвы от польского нашествия в 1612 г.

В 1803 г. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств выступило с инициативой «начертать проект для сооружения памятника Пожарскому, Минину и Гермогену» в Москве за счет добровольного пожертвования граждан. Скульптор И.П.Мартос, адъюнкт-ректор скульптурного класса Академии художеств, откликнулся на эти предложения. В 1804 г. он выставил на суд публики свою первую модель памятника Минину и Пожарскому из глины. Памятник предполагали установить в 1812 г., к 200-летию окончания Смуты, однако этому помешала Отечественная война.

В 1818 г. на деньги, собранные по народной подписке, памятник работы И.П.Мартоса был установлен на Красной площади перед Гостиным двором. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Дмитрию Пожарскому меч и призывает его встать во главе русского войска. На постаменте была высечена надпись «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год». Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом - нижегородцы, приносящие пожертвования для ополчения. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому стал фактически первым памятником в Москве, поставленным в честь народных героев. В 1931 г. памятник перенесли к собору Василия Блаженного, чтобы он не мешал проведению парадов и демонстраций.

Литография исполнена французским художником Луи Жюлем Арну (1814-1868), сыном французского живописца и графика Жана-Батиста Арну (1788-1865), мастера пейзажной и видовой графики, создателя многочисленных видов Парижа, Петербурга и других городов и местностей. Арну-сын работал как литограф, живописец и офортист.

Гравюра была выпущена в известном издательстве художественной графики Дациаро. Фирма работала в Москве, С.-Петербурге и Париже. В С.-Петербурге и Москве активная деятельность издательства, основанного купцом второй гильдии итальянцем Иосифом Христофоровичем Дациаро (1805-1865), относится к 1830-1865 г.г.

Изображение было гравировано и отпечатано в знаменитой мастерской Лемерсье в Париже. Это заведение относилось к числу лучших художественных литографий Европы. Оно было организовано учеником изобретателя техники литографии А.Зенефельдера Жозефом Лемерсье (1803-1887) в 1828 г. Именно здесь после 1840 г. преимущественно печаталась продукция Дациаро.

Фирма «Дациаро» более всего прославилась изданиями видовой графики. Она выпускала преимущественно литографированные виды двух русских столиц. Уже в начале своего существования предприятие стало самым успешным в России в своей области за счет высочайшего качества исполнения гравюр. На него работали лучшие художники и мастера-литографы своего времени. Со временем фирма приобрела высший коммерческий статус Поставщиков Двора Его Императорского Величества. В Первопрестольной художественный магазин Дациаро открылся на Кузнецком мосту.

Характер и техника печати, качество и сохранность оттиска подтверждают подлинность представленного экземпляра и его датировку.