Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Волго-Дон: Технический отчет о строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений. 1949-1952. Главный редактор С.Я.Жук. 5 томов. М., 1956-1958. В 5 издательских переплетах. Очень хорошая сохр.

Автор: Жук С.Я., гл. ред.
Год издания: 1956


Волго-Дон: Технический отчет о строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений. 1949-1952. Главный редактор академик С.Я.Жук. В пяти томах. М.: Государственное энергетическое издательство, 1956-1958. 25,7 х 20,5 см. В пяти издательских переплетах. Очень хорошая сохранность.

Том I. Общее описание сооружений. (1957). Тираж 5000 экз. 320 с., с илл.; 1 л. портр., 6 л. схем.
Том II. Организация строительства. - Специальные гидротехнические работы. (1958). Тираж 4000 экз. 320 с., с илл.; 5 л. схем.
Том III. Земляные работы. (1956). Тираж 5000 экз. 286 с., с илл.; 4 л. схем.
Том IV. Бетонные работы. (1956). Тираж 5000 экз. 427 с., с илл.; 3 л. схем.
Том V. Карьерное хозяйство. (1956). Тираж 4000 экз. 172 с., с илл.; 1 л. схема.

Настоящее издание содержит подробный технический отчет о строительстве Волго-Донского судоходного канала, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений, в нем представлены все основные сооружения и виды работ, осуществленные на строительстве. Отчет вышел в 5 томах, каждый из которых освещал определенный этап строительства: земляные, бетонные, гидротехнические, карьерные и другие работы. Представлено также общее описание сооружений и организации строительства в целом. Главным редактором издания был С.Я.Жук, являвшийся непосредственным руководителем строительства всего Волго-Донского комплекса.

Сергей Яковлевич Жук (1892-1957) - советский гидротехник, генерал-майор инженерно-технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1952), академик АН СССР (1953). В 1917 г. окончил Институт инженеров путей сообщения в Петрограде. В 1930 г. - начальник проектного отдела ОКБ в Москве, в 1931-1933 г.г. - помощник главного инженера строительства Беломорско-Балтийского канала. С 1942 г. - директор института «Гидропроект». Руководил изыскательскими и научно-исследовательскими работами, проектированием и строительством ряда крупнейших гидротехнических сооружений СССР: канала имени Москвы, Волго-Донского комплекса (судоходный канал, Цимлянская ГЭС, орошение земель в Ростовской области), Волго-Балтийского водного пути, ГЭС на Волге (Угличская, Рыбинская, Волжская и др.). С.Я.Жук внес крупный вклад в создание отечественной школы гидротехников, был дважды удостоен Государственной премии СССР (1950, 1951), награжден 3 орденами Ленина. В 1957 г. его имя было присвоено институту «Гидропроект».

Волго-Донской судоходный канал был построен в 1952 г. Он связал русла двух крупных рек - Волги и Дона, обеспечив развитие торговли, сельского хозяйства, туризма в регионе и слияние пяти морей - Белого, Азовского, Балтийского, Черного и Каспийского. Общая протяженность канала составила 101 км, из которых 45 км - по водохранилищам. Глубина канала - не менее 3,5 м.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения еще в середине XVI века предпринимал турецкий султан Селим II. Еще одна попытка создания канала была предпринята при Петре I. Начало работ пришлось на 1697 г. В 1701 г. внимание Петра отвлекла Северная война со Швецией, финансирование было приостановлено, работы прекращены и больше не возобновлялись. До 1917 г. было подготовлено свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован.

В 1920-е г.г. началось систематическое изучение этого района и планирование вариантов трассы будущего канала. И только к 1941 г., когда в СССР уже имелся положительный опыт строительства Беломоро-Балтийского канала, канала Москва-Волга, а также вовсю шло превращение в глубоководную магистраль Волго-Балтийской водной системы, был составлен полномасштабный проект строительства искусственного водного пути между Волгой и Доном.

Приступить к строительству помешала Великая Отечественная война, и реализация замысла началась только осенью 1947 г. Тогда в соответствии с решением Правительства в составе МВД СССР было образовано Главное управление лагерей гидротехнического строительства. Это было связано с тем, что МВД уже имело опыт строительства каналов, а также владело рабочей силой и имело подготовленные инженерно-технические кадры.

В феврале 1948 г., после утверждения на заседании Совета министров СССР схемы Волго-Донского комплекса, включавшего в себя Волго-Донской судоходный канал, Цимлянский гидроузел, Донской магистральный оросительный канал с распределительными каналами, начались земляные работы. «Волго-Дон» стал практически всесоюзной стройкой.

К весне 1952 г. на трассе канала завершилось сооружение 13 судоходных шлюзов и плотин, 8 мостов, мощного Цимлянского гидроузла с двумя шлюзами, почти четырехкилометровым бетонированным каналом и плотиной ГЭС длиной свыше 495 метров. После этого начались работы по облицовке шлюзов, плотин, опор мостов, а также постамента памятника И.В.Сталину и маяка-памятника Волжской военной флотилии, которые были установлены у входа в канал. 31 мая 1952 г. на южной окраине возрожденного из руин и пепла Сталинграда, между 1 и 2 шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 г. каналу было присвоено имя В.И.Ленина.