Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Жития и чудотворения преподобных и богоносных отец наших Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, и сотрудника их инока Германа. М., 1881. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1881


Жития и чудотворения преподобных и богоносных отец наших Зосимы и Савватиа, Соловецких Чудотворцев, и сотрудника их инока Германа, заимствованныя из Четии Минеи и древних и новых, в монастыре имеющихся, харатейных книг. Издание седьмое. М., в Синодальной Типографии, 1881. [4], 135, 3 с. 24,8 х 16,5 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.

Имя святого Савватия стоит в ряду таких столпов отечественного подвижничества, как преподобные Сергий Радонежский, Сергий и Герман Валаамские, Александр Свирский, Иов Почаевский и некоторые другие, знаменитые и почитаемые основатели известнейших святых иноческих обителей. Дата рождения преподобного Савватия, название города или села, где прошло его детство, а также, кто были его родители, осталось неизвестным. Сопоставляя различные исторические сведения, исследователи пришли к выводу, что год рождения святого Савватия приходится на вторую половину XIV века.

Известно также, что в 1396 г. Савватий уже подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Узнав, что на озере Нево (ныне Ладожское), на острове Валаам, есть пустынный монастырь в честь Преображения Господня, в котором иноки, приобретая нужное для жизни трудами своих рук, ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он, однако, искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы. Когда Савватий узнал, что в двух днях плавания по Белому морю есть большой, никем не населенный остров, называемый Соловецким, он ушел из Валаамского монастыря.

Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. В 1429 г. они благополучно прибыли на карбасе на остров и близ озера водрузили крест, построили келью и в трудах и молитве начали свою новую жизнь в невыносимо трудных условиях. На Крайнем Севере нельзя было круглый год находить растительную постническую пищу, нельзя было обойтись в суровые зимние холода без теплой одежды и жилья - все это нужно было добывать себе с великим трудом. Они собирали грибы, ягоды, ловили рыбу, ели траву и древесную кору, терпеливо переносили все перемены климата. Вместе они прожили здесь отшельниками шесть лет. Спустя некоторое время Герман покинул обитель, а через 2 года после его отъезда, предчувствуя свою близкую кончину, отправился в Выг и Савватий. Постепенно, уже после смерти Савватия, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого.

Св. Зосима, основатель и первый игумен монастыря, был сыном богатых и благочестивых родителей из села Толвуй, что лежало недалеко от Онежского озера. Отшельническую жизнь Зосима вел с юношеских лет. Уединение его проходило недалеко от родительского дома, но он жаждал большего аскетизма. Однажды он встретил старца по имени Герман, который в духовной откровенной беседе рассказал молодому отшельнику о жизни преподобного Савватия на Соловецком острове. Беседа запомнилась Зосиме. Вскоре умер его отец, а мать ушла в монастырь. В 1436 г., раздав родовое имение бедным, Зосима с Германом отправились на Соловецкий остров. 

В первое же утро по прибытии на остров преподобному Зосиме было пророческое видение. Выйдя утром из своего шалаша, он увидел необыкновенный свет, освещающий всю окрестность, а на востоке, на горе явился ему огромный, прекрасный храм, возвышающийся над землей. Зосима с Германом остались жить на острове.

Вскоре на остров стали прибывать другие иноки. Началось бурное строительство обители. Прибывавшие насельники рубили себе келии, построили небольшую церковь с трапезной во имя Преображения Господня. Новгородский архиепископ рукоположил Зосиму и поставил его игуменом Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.

Вскоре после своего посвящения новый настоятель велел строить большой храм во имя Преображения Господня, и именно на том месте, где было ему видение в первое утро после прибытия на Соловки. Там заложили фундамент и начали строить церковь. В 1465 г. Зосима с братией перенесли мощи Савватия с р. Выги и положили их за алтарем построенного Преображенского храма. С этого времени при гробнице Савватия стали совершаться чудеса, а больные получали исцеления. 

Прожил игумен Зосима в обители 42 года, из них 26 лет был в ней настоятелем. Он скончался 17 апреля 1478 г. и был похоронен за алтарем Преображенского собора рядом с могилой Савватия Соловецкого.

Преподобные Зосима и Савватий - великие русские святые, уникальные исторические личности и удивительные чудотворцы. По молитвам, обращенным к ним, совершались многочисленные чудеса. Только по спискам XVI-XVII в.в. известно около сотни посмертных чудес прпп. Зосимы и Савватия. В настоящем издании представлены краткие жития основателей Соловецкой обители, а также 69 рассказов о чудесах, совершавшихся после их кончины.